Мероприятия по формированию функциональной грамотности
Мероприятия по формированию функциональной грамотности обучающихся в Центре «Точка роста» на базе МКОУ «Киреевский центр образования №3»

Цель современного образования – воспитание функционально грамотной личности, способной повысить конкурентную способность государства среди развитых стран мира. Обществу необходим человек функционально грамотный, умеющий работать на результат, способный к определенным, социально значимым достижениям. Формирование функциональной грамотности школьников – одно из условий формирования творческой, ответственной, динамичной, конкурентно способной личности. Функциональная грамотность учащихся - это определенный уровень образованности учащихся на уровне общего среднего образования, выражающий степень овладения учащимися ключевыми компетенциями, позволяющий эффективно действовать в учебной деятельности и за ее пределами. Сформированность функциональной грамотности у учащихся предполагает способность эффективно функционировать в обществе, способность к самоопределению, самосовершенствованию и самореализации. Способность учащегося применять знания в жизненных ситуациях (перенос) определяет его приспособленность в условиях современного мира инноваций. Деятельность, направленная на развитие у учащихся способности переноса, являющегося показателем сформированности функциональной грамотности, в МКОУ «Киреевский центр образования №3» проходит систематически и целенаправленно. В связи с открытием с 01.09.2022 года Центра «Точка роста» появляются новые возможности сформировать у обучающихся функциональную грамотность.
На новом оборудовании ZARNITZA (цифровая лаборатория) провели лабораторную работу по физике «Закон Паскаля. Определение давления жидкости» для учащихся 11 класса, посещающих кружок по физике «Практикум по физике», с использованием оборудования «Точка роста». Данная лабораторная работа включена в перечень методических рекомендаций цифровой лаборатории для выполнения экспериментов.
Для выполнения лабораторной работы использовалось следующее оборудование: трубка, линейка, штатив, цифровая лаборатория с датчиком давления 10кПа, рабочая емкость с водой, ноутбук.
Дети поставили следующую цель: ознакомиться и проанализировать закон Паскаля, экспериментально выяснить зависимость давления от глубины, сравнить давление в воде по мультидатчику цифровой лаборатории с гидростатическим давлением, рассчитанным по формуле.
Перед выполнением эксперимента повторили необходимые теоретические положения: закон Паскаля, вывели формулу для расчета гидростатического давления.
Подключили мультидатчик цифровой лаборатории к ноутбуку. На мониторе построили график и сняли показания для различной глубины погружения трубки. Рассчитали давление по формуле гидростатического давления. Получили следующие результаты.
№ опыта |
Абсолютное давление по датчику p, кПа |
Высота от конца трубки до поверхности жидкости h, см |
Расчетное давление p, Па |
||
Давление |
Количество |
Среднее |
|||
1 |
95.7 |
4 |
95.9 |
2 |
200 |
2 |
95.8 |
9 |
|||
3 |
95.9 |
26 |
|||
4 |
96.0 96.1 |
14 |
|||
5 |
4 |
||||
6 |
96.2 |
1 |
№ опыта |
Абсолютное давление по датчику p, кПа |
Высота от конца трубки до поверхности жидкости h, см |
Расчетное давление p, Па |
||
Давление |
Количество |
Среднее |
|||
1 |
96.3 |
6 |
96.5 |
9 |
900 |
2 |
96.4 |
18 |
|||
3 |
96.5 |
25 |
|||
4 |
96.6 |
7 |
|||
5 |
96.7 |
1 |
|||
6 |
96.8 |
1 |
При обработке результатов возникли новые вопросы, на которые пришлось ответить:
1. Почему давление по мультидатчику не совпадает с гидростатическим? (мультидатчик показывает абсолютное значение давления, которое вычисляется p=p0+ρgh, а гидростатическое давление рассчитывается p=ρgh).
2. Как объяснить на графике характерные скачки давления? (возникновением случайных отклонений от среднего значения).
Таким образом, на лабораторной работе дети ознакомились и проанализировали закон Паскаля, экспериментально выяснили зависимость давления от глубины, предсказанную теоретически, ответили на вопросы, возникшие в ходе эксперимента. Мы уверены, что использование нового оборудования ZARNITZA (цифровая лаборатория) будет способствовать развитию функциональной грамотности обучающихся.
Цель современного образования – воспитание функционально грамотной личности, способной повысить конкурентную способность государства среди развитых стран мира. Обществу необходим человек функционально грамотный, умеющий работать на результат, способный к определенным, социально значимым достижениям. Формирование функциональной грамотности школьников – одно из условий формирования творческой, ответственной, динамичной, конкурентно способной личности. Функциональная грамотность учащихся - это определенный уровень образованности учащихся на уровне общего среднего образования, выражающий степень овладения учащимися ключевыми компетенциями, позволяющий эффективно действовать в учебной деятельности и за ее пределами. Сформированность функциональной грамотности у учащихся предполагает способность эффективно функционировать в обществе, способность к самоопределению, самосовершенствованию и самореализации. Способность учащегося применять знания в жизненных ситуациях (перенос) определяет его приспособленность в условиях современного мира инноваций. Деятельность, направленная на развитие у учащихся способности переноса, являющегося показателем сформированности функциональной грамотности, в МКОУ «Киреевский центр образования №3» проходит систематически и целенаправленно. В связи с открытием с 01.09.2022 года Центра «Точка роста» появляются новые возможности сформировать у обучающихся функциональную грамотность.
На новом оборудовании ZARNITZA (цифровая лаборатория) провели лабораторную работу по физике «Закон Паскаля. Определение давления жидкости» для учащихся 11 класса, посещающих кружок по физике «Практикум по физике», с использованием оборудования «Точка роста». Данная лабораторная работа включена в перечень методических рекомендаций цифровой лаборатории для выполнения экспериментов.
Для выполнения лабораторной работы использовалось следующее оборудование: трубка, линейка, штатив, цифровая лаборатория с датчиком давления 10кПа, рабочая емкость с водой, ноутбук.
Дети поставили следующую цель: ознакомиться и проанализировать закон Паскаля, экспериментально выяснить зависимость давления от глубины, сравнить давление в воде по мультидатчику цифровой лаборатории с гидростатическим давлением, рассчитанным по формуле.
Перед выполнением эксперимента повторили необходимые теоретические положения: закон Паскаля, вывели формулу для расчета гидростатического давления.
Подключили мультидатчик цифровой лаборатории к ноутбуку. На мониторе построили график и сняли показания для различной глубины погружения трубки. Рассчитали давление по формуле гидростатического давления. Получили следующие результаты.
№ опыта |
Абсолютное давление по датчику p, кПа |
Высота от конца трубки до поверхности жидкости h, см |
Расчетное давление p, Па |
||
Давление |
Количество |
Среднее |
|||
1 |
95.7 |
4 |
95.9 |
2 |
200 |
2 |
95.8 |
9 |
|||
3 |
95.9 |
26 |
|||
4 |
96.0 96.1 |
14 |
|||
5 |
4 |
||||
6 |
96.2 |
1 |
№ опыта |
Абсолютное давление по датчику p, кПа |
Высота от конца трубки до поверхности жидкости h, см |
Расчетное давление p, Па |
||
Давление |
Количество |
Среднее |
|||
1 |
96.3 |
6 |
96.5 |
9 |
900 |
2 |
96.4 |
18 |
|||
3 |
96.5 |
25 |
|||
4 |
96.6 |
7 |
|||
5 |
96.7 |
1 |
|||
6 |
96.8 |
1 |
При обработке результатов возникли новые вопросы, на которые пришлось ответить:
1. Почему давление по мультидатчику не совпадает с гидростатическим? (мультидатчик показывает абсолютное значение давления, которое вычисляется p=p0+ρgh, а гидростатическое давление рассчитывается p=ρgh).
2. Как объяснить на графике характерные скачки давления? (возникновением случайных отклонений от среднего значения).
Таким образом, на лабораторной работе дети ознакомились и проанализировали закон Паскаля, экспериментально выяснили зависимость давления от глубины, предсказанную теоретически, ответили на вопросы, возникшие в ходе эксперимента. Мы уверены, что использование нового оборудования ZARNITZA (цифровая лаборатория) будет способствовать развитию функциональной грамотности обучающихся.