Социальный педагог – это педагог, способный не только увидеть проблему ребенка, но и помочь ему найти её решение.
Социальный педагог работает с различными категориями:
- Малообеспеченными и многодетными семьями.
- С детьми и семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации.
- С учащимися, состоящими на профилактическом учете (учете ПДН, КДН и ЗП, на внутришкольном учете).
- С детьми, оставшимися без попечения родителей.
- С детьми с ограниченными возможностями здоровья.
По роду своей деятельности социальный педагог, в зависимости от ситуации и характера решаемой проблемы, может выступать как связующее звено между личностью и государственными службами, организациями и учреждениями, призванными заботиться о ребенке, содействовать им в контактах с нужными специалистами; защитник растущей личности, ее законных прав; консультант, который на протяжении ряда лет осуществляет социальный патронаж ребенка и его семьи, заботится о формировании нравственных, общечеловеческих ценностей; помогает разрешать конфликтные ситуации своих подопечных.
Основная цель работы социального педагога – помочь предотвратить негативный путь развития личности ребёнка.
Среди основных направлений работы социального педагога можно выделить следующие:
- защита прав детей (выявление и поддержка тех, кто нуждается в защите, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; профилактика социального сиротства, семейного неблагополучия);
- выявление детей «группы риска», изучение медико-психологических и социально-педагогических особенностей личности учащихся, условий их жизни, специфики микросреды;
- осуществление профилактической работы по предупреждению школьной и социальной дезадаптации, девиантного и делинквентного поведения; профилактика и разрешение конфликтных ситуаций с участием несовершеннолетних;
- осуществление правового просвещения учащихся;
- формирование у детей и подростков навыков здорового образа жизни, безопасного и ответственного поведения;
- взаимодействие с семьями учащихся, с психологами, учителями, классными руководителями с целью совместного решения проблем воспитания и развития личности ребенка;
- взаимодействие с правоохранительными органами, службами социальной защиты и занятости населения, медицинскими учреждениями, общественными, благотворительными организациями;
- участие в работе педагогических советов и методических объединений.